Припять (укр. Прип'ять) — покинутый город на Украине, на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970 года. Население было эвакуировано 27 апреля 1986 года из-за Чернобыльской аварии. Для проживания обслуживающего персонала ЧАЭС был построен новый город-спутник Славутич в 50 км от АЭС.
Статус города Припять получила в 1979 году на основании постановления Верховного Совета Украинской ССР № 1264/686.
Генеральным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе атомной электростанции, Чернобыльской — градообразующего предприятия, которое и дало Припяти звание города атомщиков. Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом.
По последней проведённой до эвакуации переписи (в ноябре 1985 года), численность населения составляла 47 тысяч 500 человек, и включала более 25 национальностей. Ежегодный прирост населения составлял на тот момент свыше 1500 человек, среди которых около 800 были новорожденные, и приблизительно 500—600 человек — прибывшие на постоянное место жительства из разных регионов Советского Союза.
Проектная, изначально рассчитанная численность населения — 75-78 тысяч человек.
Припять была железнодорожным узлом (станция Янов), удобным узлом транспортных магистралей Полесья, а также пристанью речного судоходства.
Застройка Параллельно своему прямому назначению города атомщиков, Припять также проектировалась как крупный перевалочный пункт, стоящий на перекрестке транспортных артерий.
Улицам и проспектам города присваивались, в основном, традиционные для советской эпохи названия. Помимо чисто идеологических проспекта Ленина, улиц Дружбы Народов и Героев Сталинграда, в Припяти были также и улица Набережная, проспект Строителей и Энтузиастов. В названии улицы Леси Украинки отразилась и национально-культурная сторона республики Украина. Не осталось без внимания и главный повод основания Припяти — мирный атом. Благодаря этому в городе появилась улица Курчатова.
Припять — город с ярко выраженным центром. В центре города располагались административные здания (городской совет), объекты досуга, культуры и отдыха, универсальные продовольственные и промтоварные магазины, гостиничный комплекс.
Основной градостроительной идеей Припяти стал так называемый принцип «треугольной» застройки, разработанный группой московских архитекторов под руководством Николая Остоженко. Впоследствии, после предварительного утверждения, киевские архитекторы внесли в проект застройки собственные изменения, и этот компилированный вариант был окончательно согласован. Для того времени такая форма застройки была уникальна. Однако, параллельно с застройкой Припяти, эта же схема использовалась и при строительстве десятка других городов Советского Союза. В частности, отдельные микрорайоны Припяти имеют стопроцентное сходство с жилыми кварталами других атомоградов, Курчатова и Семипалатинска, Волгодонска и автограда Тольятти.
Для принципа «треугольной» застройки характерна смесь жилых домов стандартной этажности и домов повышенной этажности. Отличительной особенностью такого строительства является визуальный простор и свободные пространства между зданиями. В отличие от старых городов с тесными улочками и плотной застройкой, Припять, как и другие однотипные города, проектировалась с одной единственной целью — удобство проживания. Кроме сознательного увеличения свободного городского пространства, эта цель достигалась так же и особым, равноугольным расположением улиц и проспектов. С помощью такого расположения городских магистралей город Припять и десять однотипных ему городов[источник не указан 23 дня], должен был стать городом, в котором появление автомобильных пробок было невозможно.
Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: 49,4 тыс. человек.
Общая площадь жилого фонда — 658 тысяч 700 м², 160 домов, 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Примечание: 9 жилых домов (324 квартиры) занято под общежития для холостяков.
Культура
"Жизнь в Городе, для большинства припятчан, так или иначе, была неразрывно связана с местным Дворцом Культуры. Для кого-то он был местом работы, кто-то помнит дискотеки, новогодние утренники, остальные вспомнят любимые фильмы, концерты, спектакли или заседания клуба веселых встреч… Да, еще сюда порой приезжал цирк. Дворец тоже помнит… Помнит творческие вечера Елены Камбуровой и Юрия Ряшенцева, экспозиции клуба «Красная гвоздика», помнит сорванцов, выколупывающих мозаику из под лестницы… Он обрел невероятную популярность после бегства своих создателей, став, наряду с Прометеем, символом погибшего Города. Вот только погибшего ли?.. Кадры кинохроник и фотографии с Ним облетели весь мир. Он видел и президентов, и конгрессменов, поэтов и актеров… Видел он и мародеров, разоривших библиотеку, выбивших окна и ободравших мрамор с его стен… Кого только не видел Он под своей крышей… Он помнит всех, не разделяя на До и После… Он все помнит… И каждый раз, когда на его рассыпающийся порог ступает нога человека, Он еле ощутимо вздрагивает, и — просыпается… , — вспоминает бывший припятчанин, ныне главный редактор Интернет проекта Pripyat.com Александр Сирота.
"Он по ночам, конечно, оживает,
наш город, опустевший на века.
Там наши сны бредут, как облака,
и лунным светом окна зажигают."
(из триптиха "Припяти")
Автор стихотворения Любовь Сирота — руководитель литературного объединения "Прометей" при дворце культуры "Энергетик". "За историю работы у литобъединения сменилось три руководителя. Первым был Иван Речиц, его сменила известная ныне журналистка Любовь Ковалевская (в Припяти — Любовь Тутарова), а с 1983 г. и до аварии на ЧАЭС (и после, пока существовала организация ДК "Энергетик") его возглавляла Любовь Сирота. Объединение насчитывало не менее 20-ти постоянных членов. В нем работала творческая мастерская, где все участники могли повысить свой творческий уровень, организовывались поэтические вечера и встречи в школах, общежитиях, на предприятиях города, встречи с известными литераторами и представителями других творческих профессий. До 1986 г. в республиканских и всесоюзных изданиях публиковались только произведения Л. Сироты и Л. Ковалевской. Чернобыльская катастрофа послужила толчком для проявления творческих талантов других членов объединения (поэта Владимира Шовкошитного, поэта и автора уникальных фильмов о Припяти Михаила Назаренко, Ларисы Коваленко, Любови Василевской, Стаса Константинова и др.).
В 1984 г. литературное объединение, совместно с дискотекой «Эдисон-2» организовали экспериментальный литературно-музыкальный диско-театр, первый спектакль которого «Мы не могли друг-друга не найти» (автор пьесы Л. Сирота), поставленный на поэтическом материале членов литобъединения, имел большой успех в городе, а также стал победителем республиканского конкурса дискотек.
Последняя большая работа объединения — спектакль о творчестве Марины Цветаевой «Моя специальность — жизнь», продолжительностью более 2-х часов (в 2-х действиях), был поставлен в 1985 г. В то время малодоступный материал для спектакля собирался автором пьесы Л. Сиротой по крупицам в библиотеках Киева и Днепропетровска. Премьера спектакля была событием в городе. После премьеры зав. отделом культуры города А. Рубан и директор ДК В. Идельсон приняли решение внести спектакль в постоянный репертуар ДК. Следующее представление было запланировано на 4 мая 1986 г., но, по понятным причинам, не состоялось. Шефом литобъединения был Союз писателей Украины и газета «Літературна Україна», благодаря чему и увидела свет статья Любови Ковалевской о злоупотреблениях и нарушениях при строительстве ЧАЭС, прогремевшая на весь мир уже после Чернобыльской катастрофы.
Почти сразу после аварии на ЧАЭС и эвакуации из Припяти, руководителями литобъединения «Прометей» (Любовь Сирота), дискотеки «Эдисон-2» (Александр Демидов) и киностудии «Припять-фильм» (Михаил Назаренко) была организована творческая группа (в состав которой входили также инженеры ЧАЭС — поэт и бард Владимир Шовкошитный, бард и самодеятельный композитор Василий Розумный), которая стихом и песней, слайдами и фильмами несла правду о несправедливо забытом городе энергетиков Припять и его людях, выступая в различных организациях и предприятиях Киева (включая Союз писателей Украины, к/с им. А. Довженко и др.). Эта деятельность творческой группы со временем была отмечена областной премией имени Александра Бойченко (которую они перечислили в фонд открытия памятного мемориала первым героям и жертвам аварии на ЧАЭС на Митинском кладбище в Москве); она же легла в канву художественно-публицистического фильма известного кинодокументалиста Роллана Сергиенко «Порог», созданного на киевской киностудии им. А. Довженко, совместно с московской ЦСДФ в 1988 г., который пробил стену секретности и замалчивания истинных последствий Чернобыльской трагедии.
В 1987 году в Деснянском районе г. Киева, где проживает свыше 70 тысяч переселенцев из Чернобыльской зоны, бывшая зав. культмассовым сектором припятского дворца культуры Тамара Красицкая (Боханченко) вместе с коллегами инициировала и возглавила сначала клуб бывших припятчан, а затем — благотворительную общественную организацию чернобыльцев «Земляки», которая всесторонне помогает всем эвакуированным жителям, ликвидаторам последствий аварии, инвалидам, вдовам, детям-сиротам и многодетным семьям. Одно из приоритетных направлений деятельности этой организации — просветительная и воспитательная работа с детьми. В частности, в рамках ежегодной международной акции «Спасенная планета» проводятся конкурсы детских сочинений и рисунков "Будущее планеты — наша забота ".
А в 2006 году в Киеве по инициативе команды сайта pripyat.com была создана международная общественная организация «Центр ПРИП’ЯТЬ.ком», основной задачей которой является донесение правдивой информации о покинутом городе Припять, Чернобыльской катастрофе и ее последствиях как можно более широкому кругу общественности (кроме многих проектов, исключительно с этой целью организовывает и проводит ознакомительные экскурсии в Чернобыльскую зону и г. Припять). Как сказал Вице-президент этой организации Александр Сирота в интервью корреспонденту РИА Новости Ивану Щеглову: «Очень хочется верить — человек, посетивший это место, уже не сможет жить так, чтобы после него оставались мертвые города». В том же году вместе с газетой «Лiтературна Україна» они инициировали Обращение к мировому сообществу и сбор подписей для предоставления городу Припяти международного статуса Города-Музея, а 10-15-км зоне отчуждения вокруг Припяти, включая город Чернобыль, — статус историко-экологического заповедника, памятника наибольшей техногенной катастрофе планеты. «Это самая что ни на есть общественная инициатива — ребята искренне надеются, что подобный статус даст возможность зафиксировать хотя бы нынешнее состояние домов. Проложить по асфальту „чистые" маршруты для туристов: любой шаг на рыжий мох, покрывший пятнами мостовые, — и дозиметр показывает в сто раз больше, чем до этого. И, главное, защитить от мародеров, сумевших вынести сквозь щели в проволочном ограждении даже крышки от люков. „Капсула времени" — это определение, по мнению авторов сайта, наиболее точно подходит Припяти. Там время остановилось и замерло… Впрочем, если мертвый город и не станет музеем, погибнет под снегом и ветром, исчезнет под зарослями, уже есть еще одна Припять. Виртуальная. В ней живут люди. Нашел в Сети на карте города свою бывшую улицу, дом, квартиру — поселяйся, оставляй фотографии членов семьи, воспоминания и — обязательно — новый адрес: теперь тебя смогут найти одноклассники или сослуживцы. Только обязательно загляни в соседские „окна". Пока поселились 300 человек из бывших 50 тысяч жителей, но это только начало.»
Кроме того, команда сайта pripyat.com, в рамках проекта «Фото дома твоего», выполняет заявки тех бывших жителей Припяти, кто не может посетить покинутый город, фотографируя их район, дом, квартиру. Интересные факты
Припять — место действия компьютерной игры Call of Duty 4 и игрового мира S.T.A.L.K.E.R. В фильме «Жизнь после людей» город показывают как пример воздействия времени и природы на города после гибели человечества.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Припять_(город) |